Литературные чаепития
Лев Толстой признавался, что должен пить много чая, ибо без него нельзя работать: «Чай высвобождает возможности, которые дремлют в моей душе!»
15 декабря – Международный день чая!
Пить его с плюшками или с сушками, с сахарком вприкуску или с шоколадкой, из термоса или из самовара, сидя в лесу или паря над землей? Решать вам! А мы приглашаем вас на литературное чаепитие, где расскажем, с какими лакомствами и при каких обстоятельствах любили пить чай литературные герои…
Кто уж точно знал толк в чаепитии, так это Льюис Кэрролл!
Седьмая глава «Алисы в Стране чудес» так и называется – «Безумное чаепитие»: «Около дома под деревом стоял накрытый стол, а за столом пили чай Мартовский Заяц и Болванщик; между ними крепко спала Мышь-Соня. Шляпник, Мартовский Заяц, спящая Соня и случайно зашедшая на огонек Алиса пили чай с молоком и ели бутерброды со сливочным маслом. Участники безумного чаепития постоянно пересаживались с места на место, пели песни, рассказывали истории и загадывали загадки, например: «Чем ворон похож на конторку?»
Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» всего в нескольких строках описал чаепитие так, что читатель, словно бы наяву, оказывается в гостях у Лариных:
«Смеркалось; на столе блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».
У М. Ю. Лермонтова в «Герое нашего времени» все гораздо скромнее, но не менее душевно: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».
А еще одно необычное чаепитие происходит… в воздухе – в книге Памелы Трэверс «Все о Мэри Поппинс»: «Мэри Поппинс отворила дверь, и перед ними возникла большая светлая комната. В дальнем ее конце ярко горел камин, а посередине стоял огромный стол, накрытый для чая. Тут были и печенье, и пирожки, и целые горы всевозможных бутербродов, и даже большой сливовый торт, покрытый нежной розовой глазурью».
Что же необычного? – спросите вы. А то, что все участники этого чаепития летали под потолком!
А помните, как Люси Пэвенси из книги Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» попадает в волшебную страну и тоже оказывается на чаепитии: «Чего только не было на столе! И яйца всмятку – по яйцу для каждого из них, – и поджаренный хлеб, и сардины, и масло, и мед, и облитый сахарной глазурью пирог. А когда Люси устала есть, фавн начал рассказывать ей о жизни в лесу».
Интересные чайные истории можно узнать в книгах русских классиков: Н. В. Гоголь «Записки сумасшедшего», «Мертвые души», «Шинель»., Ф.М. Достоевский «Бесы», Л.Н. Толстой «Семейное счастье», А.П. Чехов «В овраге» и многих других.
Большими любителями чая были не только литературные герои, но и сами писатели! Ф. М. Достоевский, например, заваривал чай по несколько раз. Зальет заварочный чайник на одну треть, закроет салфеткой, подождет 3 минуты, и только после этого заливает кипяток до краев. А Агата Кристи любила некрепкий чай и с удовольствием знакомила всех со своим рецептом.
Прекрасный напиток чай! Наслаждайтесь чаепитием и приглашайте в гости друзей!